Проверочная работа по МЦКО по читательской грамотности за 4 класс в марте 2020 год
Диагностическая работа проводится с целью определения у учащихся 4-х классов начальной школы уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий по работе с информацией и чтению.
Вопросы из демоверсии по МЦКО по читательской грамотности для школьников 4 класса 2020 года
Работа направлена на проверку сформированности различных познавательных универсальных учебных действий по работе с информацией и чтению.
Ознакомьтесь с вопросами демо версии проверочной работы МЦКО (ВСОКО) 4 класс по читательской грамотности.
spets-demo-otvety__mgch-4-3f23fc827ebe9547Диагностическая работа по читательской грамотности для обучающихся 4-х классов март 2020 год
Славина мама взяла Толю за руку и, попрощавшись с врачом, вышла на улицу.
– Как же так получилось, что ты в больницу попал? – спросила она.
Толя стал рассказывать по порядку, как отправился утром к Славе, но вернулся назад, потому что ему перебежала дорогу кошка, а поэтому он опоздал и не застал Славу дома; как пошёл потом к Жене, но по дороге стал кататься на велосипеде и упал в мусорный ящик, потом играл с ребятами в волейбол, разбил мячом окно, попал в руки злой бабке, которая потащила его в милицию, а он от неё вырвался и побежал через дорогу, и его чуть не задавил автомобиль, после чего его отвезли в больницу и сделали укол против столбняка. Славина мама не могла сдержать на лице улыбку, слушая весь этот невероятный рассказ.
Потом она сказала:
– Какой же ты чуднóй человек! Ну, скажи, пожалуйста, что было бы, если бы ты не обратил внимания на то, что тебе перебежала дорогу кошка, а пошёл бы спокойно своей дорогой?
– Да что было бы?.. Ничего, наверное, и не было бы, – ответил Толя. – Я застал бы дома Славу, мы играли бы с ним дома в шахматы, и я не пошёл бы к Жене, не разбил бы окно, не удрал бы от бабки и не попал бы под машину.
– Вот видишь! Это всё из-за того, что ты человек с предрассудками и веришь в разную чепуху.
– А это что – предрассудки?
– Не знаешь, что такое предрассудки? – усмехнулась Славина мама. – Постараюсь тебе объяснить. Ты, наверное, знаешь, что когда-то человек был ещё очень дикий, необразованный, не умел правильно рассуждать, не понимал многого, что происходит вокруг. Когда происходило затмение солнца, он, не умея объяснить это неожиданное явление, пугался и воображал, что оно предвещает какое-нибудь бедствие, а когда ему неожиданно перебегала дорогу кошка или другое животное, он думал, что это тоже сулит какую-нибудь неудачу, старался быть осторожнее. Так появились многие предрассудки. Что же может случиться с человеком плохого, если ему перебежит дорогу кошка?
– Ну что может случиться? Наверное, ничего, – ответил Толя. – Человек ходит сам по себе, а кошка бегает сама по себе.
– Вот видишь, ты это понимаешь, – сказала Славина мама. – Плохо будет только тогда, когда человек из-за какой-нибудь чепухи, вроде кошки, станет делать не то, что должен. Представь себе, что у тебя есть друг. И вот твой друг попал в беду. Ты спешишь на помощь ему, но как раз в этот момент тебе перебегает дорогу кошка. Что ты сделаешь? Повернёшься и пойдёшь назад, вместо того чтоб выручать друга?
– Нет, я буду выручать друга.
– Правильно! Человеку всегда надо делать то, что велит ему долг, а не то, что велит ему вера в кошку или в другую какую-нибудь ерунду. Пока Славина мама объясняла всё это Толе, они дошли до Ломоносовской улицы. Увидев, что они очутились возле Славиного дома, Толя сказал:
– Не надо меня провожать дальше. Теперь я сам дорогу домой найду.
– Ну, иди сам, – согласилась Славина мама.
Толя свернул в Третий Каширский переулок и зашагал к своему дому. Он шёл и думал: «Вот какая чепуха может выйти из-за всех этих предрассудков! И ещё хорошо, что всё хорошо кончилось! Не затормози шофёр вовремя, и всё кончилось бы гораздо хуже».
Неожиданно его рассуждения были прерваны появлением рыжей полусибирской кошки, которая выскочила из-за угла дома и, распушив хвост трубой, быстро побежала через дорогу. Толя вздрогнул и остановился как вкопанный.
Славина мама долго стояла на углу улицы и смотрела вслед Толе. Она боялась, как бы с ним не случилось ещё чего-нибудь. Она видела, как он почему-то остановился посреди тротуара, постоял в нерешительности некоторое время, потом вдруг махнул рукой и, подняв гордо голову, бодро пошёл вперед.
(По Н. Носову)
СЛОВО
СИНОНИМ
- пустяк
- говорить
- случай
- предсказывать
- шутка
Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б |
Глубоководные животные
Глубоководные животные – обитатели Мирового океана, живущие на глубине более 200 метров.
На больших глубинах темно и холодно. Пищи мало, и живущие там рыбы охотятся друг на друга или поедают опускающихся на дно мёртвых морских животных. Глубоководные рыбы не очень большие, но у них огромные, широко открывающиеся пасти с большим количеством зубов. Благодаря такому строению рыба способна заглотить добычу бóльшего размера, чем она сама.
Многие из них способны светиться за счет процессов, происходящих внутри клеток. Светящиеся органы могут располагаться на голове, спине, по бокам тела, вокруг глаз, на различных выростах тела животного, усиках и т. п.
Чем глубже среда обитания, тем более желеобразное тело у рыб и больше содержание жира в нём. Уменьшается размер и толщина скелета. Это делает обитателей глубин медлительными и менее подвижными по сравнению с рыбами, живущими у поверхности воды.
Из-за сильного давления воды почти все морские млекопитающие не встречаются на глубине. Однако кашалоты приспособились к давлению воды. Мощные лёгкие позволяют им погружаться на глубину до 3000 метров. Кашалот – настоящий гигант: его длина может достигать 18 метров, а масса – 50 тонн. Водится кашалот повсюду, от тропических морей до Крайнего Юга и Севера.
Так как на глубине зрение бесполезно, охотятся эти киты с помощью эхолокации: они испускают неслышимый человеком ультразвук, который отражается от объектов и возвращаются обратно. Если ультразвук вернулся быстро, значит близко находятся какие-то объекты. Любимая еда кашалотов – головоногие моллюски.
Рыба-удильщик – один из самых распространённых обитателей глубин океанов и морей. Размеры рыбы могут достигать одного метра. На голове у этих рыб находится своеобразная светящаяся «удочка». Когда добыча приближается, чтобы рассмотреть источник света, она вызывает волнение воды вокруг «удочки» и, возможно, даже касается её. Тогда удильщик открывает пасть, быстро бросается вперёд и заглатывает добычу. Свои светящиеся органы рыбы могут «включать» и «выключать» по желанию. Эти рыбки очень прожорливы. Их желудок может растягиваться, поэтому они могут заглотить жертву, в разы превышающую их по размеру. Основу их рациона составляют рыбы. |
Одним из видов плотоядных глубоководных губок является губкалира. Впервые её обнаружили в 2012 году у калифорнийского побережья на глубине 3300–3500 метров. Губка-лира внешне напоминает музыкальный инструмент арфу или лиру. Это животное удерживается на морском дне при помощи похожих на корни образований. Из центра тянутся от 2 до 6 горизонтальных ветвей, а на них на равном расстоянии друг от друга расположены вертикальные отростки с утолщениями на конце. Этими отростками губка-лира захватывает добычу, например, ракообразных. И как только ей удастся это сделать, она начнёт выделять пищеварительную плёнку, которая будет обволакивать и переваривать добычу. Самая крупная обнаруженная губкалира достигала почти 60 сантиметров в длину. |
Выбранные числа запиши в таблицу.
Рыба- удильщик | Кашалот |
В бланк запиши только цифры в той последовательности, в которой они идут в таблице, не разделяя их дополнительными знаками.
Запиши цифры, которыми обозначены морские организмы, в клеточки в нужной последовательности.
В бланк запиши только цифры в той же последовательности.
- Глубоководным рыбам необходимо острое зрение, чтобы охотиться.
- Все глубоководные животные – хищники.
Заполни пронумерованные ячейки таблицы (1) – (6).
Животное | Глубина, на которой обитает животное | Чем питаются | Приспособления для охоты |
---|---|---|---|
Губка-лира | Вертикальные отростки | ||
Рыба-удильщик | рыбой | ||
Кашалот | до 3000 м |